Самое раннее упоминание о существовании Церкви близ нынешнего села Новощапово относится к XVI веку. Храм находился в селе Опалево, названному так по фамилии владельцев. Например, в одном из исторических документов Клинского уезда за 1550 год упомянут Никита Семенович Опалев.
Село это находилось недалеко от пустоши Щапово Меньшое и возникшего позднее села Ново-Щапово. Наиболее вероятно, что расположенное на дороге Клин – Дмитров, как и большинство сел по этой дороге, Опалево было полностью разорено польско-литовскими шайками, в котором, скорее всего и церковь была полностью уничтожена. Пустошь Малое Щапово находилась на противоположной стороне дороги от современного села Новощапово, где была построена каменная церковь. В документах от 1624 года, разоренное войной село Опалево уже именуется пустошью.
В документах 1646 года говорится о деревне Щапово, что было село Опалево, т.е. в это время храм еще не восстановлен: «…За князем за Иваном Саниным Мурзиным сыном Мамаевым, что было за дьяком за Гаврилом Левонтьевым жребий деревня Щапово… что было село Опалево…»
1653 год. Царствование Алексея Михайловича Романова.
«Никону, когда он был еще митрополитом Новгородским, полюбилось во время его ежегодных переездов из Новгорода в Москву одно небольшое и малолюдное село Валдай и находившееся при нем большое озеро Валдайское со множеством островов, покрытых лесом. И у Новгородского владыки тогда еще родилось желание устроить на одном из островов этого озера общежительную обитель. В 1652 году, путешествуя на Соловки за мощами святителя Филиппа, Никон имел однажды на море, как сам рассказывает, сонное видение: ему явился святитель Филипп и укреплял его на то «благое дело». И Никон, пробудившись от сна, дал обет воздвигнуть на Валдайском озере монастырь и в нем две церкви: одну во имя чудотворной иконы Богоматери Иверской, копию с которой он достал себе с Афона, когда был еще новоспасским архимандритом, а другую — во имя святителя Московского Филиппа. Возвратившись в Москву с мощами святителя и затем сделавшись патриархом, Никон открыл свое желание и свой обет царю Алексею Михайловичу и просил пожаловать место для построения монастыря. И государь пожаловал из своих дворцовых сел как на устроение монастыря, так и на пропитание будущей в нем братии село Валдай с озером Валдаем, а также окрестные села и деревни с пустошами, озерами и всякими угодиями. Никон отправил надежных людей и во главе их архимандрита новгородского Свято-Духова монастыря Иакова избрать один из Валдайских островов, наиболее пригодный для построения на нем монастыря. Когда остров был избран, Никон, одобрив избрание, прислал в сентябре 1653 года архимандриту Иакову благословение приступить к постройке монастыря и вместе образ Пречистой Богородицы Иверской пядницу, обложенный чеканным серебром, позолоченный и украшенный драгоценными камнями. А Новгородский митрополит Макарий, в епархии которого находился Валдай, прислал тому же архимандриту по приказанию Никона благословенную грамоту на сооружение, как монастыря, так и двух деревянных церквей, соборной во имя Иверской иконы Богоматери и трапезной во имя святителя Филиппа, и два антиминса, с тем чтобы сам архимандрит и освятил обе церкви по окончании их. Валдайское озеро Никон велел в октябре с соизволения государя называть «святым озером», самый монастырь Иверским, и вскоре за тем и село Валдай переименовано в Богородицкое. Наделив новостроящийся монастырь несколькими из своих дворцовых сел, царь дозволил еще Никону вопреки своему Уложению приобретать для того же монастыря вотчины покупкою.
И Никон в ноябре 1653 года купил в Клинском уезде село Щапово с деревнями да 60 пустошей. А царь в следующем месяце пожаловал на Иверский монастырь несколько новых рядков в Новгородском уезде с их угодиями и целый боровицкий Яковлевский монастырь с его вотчинами — и все это пожаловал Никону, как сказано в царской грамоте, «к новому его монастырю в монастырские земли, а не в домовые патриарши вотчины».
Митрополит Макарий. «История Русской церкви».
В 1678 году сельцо Щапово с деревнями принадлежало Тверскому Иверскому монастырю, «…а в сельце был двор монастырский».
Документ за 1685 год сообщает о вновь построенной церкви: «В Клинском уезде… за Иверским монастырем вотчине село, что бывала пустошь Меньшое Щапово на Сомове Броду и на речке Лютенке, а в нем церковь вновь по-строена Живоначальныя Троицы, да в приделе Николая Чудотворца, а у той церкви поп Семион Игнатьев».
В документе от 1705 года при той же церкви упоминается уже поп Аггей Семенов. Вероятнее всего, что Аггей Семенов был сыном Семиона Игнатьева т. к. в то время часто фамилией (в современном понимании этого слова) являлось имя отца. «Церковь деревянная, со всякой церковной утварью».
В 1715 году попу Аггею Семенову 76 лет (т. е. родился в 1639 году). Жене его Офимье Ивановой (Ивановне) 70 лет, (родилась в 1645 году). «…У него Елисей во дьяконах 25 лет, жена его Авдотья Иванова 20 лет. У него ж попа сын Федосий 17 лет…». Иными словами у Аггея Семенова старший сын — Елисей (1690 г. р.) в сане диакона служит с отцом в той же церкви Живоночальной Троицы. Он женат на Авдотье Ивановой (Ивановне) 1695 г. р. И младший сын Федосий 1698 г. р.
В 1723 году упомянут «…села Щапова церкви Живоночальной Троицы поп Елисей Агеев… ».
В 1756 году построено новое деревянное здание церкви: «…Зданием — деревянная, состоит в твёрдости, покрыта железом. Двухпристольная: настоящая во имя Святой Троицы, — да в приделе Святителя и Чудотворца Николая – холодная. Утварию церковною достаточно.
Причта положено по штату 1722-го года, августа 10-го дня:
Священник — 1, Дьякон — 1, Дьячек – 1, Пономарь — 1.
Приходских дворов — 205, в них душ мужска — 806, женска — 992.
Земли при сей церкви усадебной две десятины, пашенной и сенокосной 31 десятина, на оную землю плана и межевой книги не имеется, а показана обще с обывателями того села в экономическом плане; сею землёю священно и церковнослужители владеют сами».
(Выписка из клировых Ведомостей за 1827 год)
Документ за 1767 год сообщает о смене владельца села: «Щапово, село Подгородного стана, владение Коллегии экономии, ранее Иверского монастыря и Клинского яма. Писцовая церковная земля церкви Троицы, что в селе Щапове, церковь и кладбище».
С 1770 года по 1805 год настоятелем церкви Живоначальной Троицы священник Гаврила Климентов. В школах не учился, штрафован. В годы его настоятельства в 1787 году построена новая колокольня деревянного храма.
С 1805 года и до 1854 года настоятелем Троицкой церкви был священник Феодор Никитич Наумов. Родился в Московской губернии в 1777 году. «Из духовного звания, сын священника, обучался в Лаврской семинарии наукам: Богословским, Филосовским, Риторическим, — языкам: Латинскому, Французскому, и Немецкому, коего полтора года был информатором. По окончании в оной семинарии курса наук произведён к означенной Троицкой церкви во священника – 1805 июля 11-го дня, (24 июля н. ст., память Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во св. крещении Елены.). Определён Благочинным 1819 июля 24-го дня (6 августа н.ст., память мчч. Блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во св. крещении Романа и Давида)».
В ведомство Благочинного священника Феодора Никитина Наумова в Клинском уезде, в эти годы, входило 9 сел, в том числе:
1) село Щапово – церковь Живоначальной Троицы.
2) село Воронино – церковь иконы Божией Матери «Смоленская»
3) село Спас–Коркодино – церковь Преображения Господня
4) село Доршево – церковь Преображения Господня
5) село Покровское (В Клировых ведомостях за 1827 год, церковь в селе Покровском названа Николаевской, в последующие годы церковь в селе Покровском означена уже как Покровская.)
6) село Трехсвятское – церковь иконы Божией Матери «Казанская».
7) Георгиевский погост (ныне село Подтеребово) — церковь вмч. Георгия Победоносца.
8) село Борщёво – церковь Вознесения Господня
9) Дмитриевский погост, что в Донхове (ныне село Аксёново) церковь вмч. Димитрия Солунского.
В годы настоятельства Феодора Никитича Наумова, взамен обветшавшей деревянной церкви в Щапове, 11-го сентября (24 сентября н.ст.) 1832 года на новом месте, у деревни Максимково на тракте из Клина в Дмитров заложена новая, каменная церковь «…кладкою кроме колокольни кончена, покрыта железом, и один предел в трапезе приуготовлен к освящению». В том же 1832 году кладкою доведена до сводов, кроме колокольни.
В 1832 году священнику Феодору Никитичу Наумову 55 лет от рождения, жене его Евдокие Алексиевне – 42 лет, детям – дочери Евдокии 26 лет и сыновьям – Афанасию — 19, Василию — 17, Александру — 11, Дмитрию — 6 и младшему сыну Николаю — 4 года.
Старая деревянная церковь Живоночальной троицы в селе Щапово продолжала действовать, но уже как кладбищенская, при которой и совершали захоронения. Колокольня у деревянной церкви, по резолюции Его Высокопреосвященства была разобрана и употреблена на обжиг кирпичей для строительства нового каменного храма, Эти кирпичи изготавливали тут же — на месте строительства. Старая деревянная церковь просуществовала на прежнем месте до 1847 года, в котором и была упразднена. Впоследствии на месте упраздненной церкви была поставлена часовня, не сохранившаяся до нашего времени. Сейчас на этом месте стараниями прихожан водружен Поклонный крест, у которого в летнее время совершаются водосвятные молебны.
Построена новая церковь была из красного кирпича, с использованием множественных белокаменных деталей, после полной постройки вся поверхность Храма была оштукатурена и выкрашена белой краской. Наружное убранство представляет собой смешение классицистических и псевдоготических элементов: по бокам основного четверика пристроены портики коринфского ордера, увенчанные фронтонами, сильно пострадавшими от времени, окна обрамлены стрельчатыми наличниками, такой же готический рисунок имеют все кирпичные фризы, украшающие второй ярус. Сама церковь была построена по осевой композиции, центром которой является большой двусветный четверик, который венчало пятиглавие, поставленное на сомкнутый свод. Трапезная со стрельчатыми окнами соединяла основной объем Храма с трехъярусной колокольней.
Новый Троицкий храм, в отличие от старого имеет теперь не два, а три престола: — «Престолов в ней имеется быть три: в настоящей (т.е. главный престол) холодной ещё не освещённой во Имя Святой Троицы; в трапезе два придела тёплые: первый во имя Святителя и Чудотворца Николая, 1836 года июня 29 дня освящён, (12 июля н. ст., празднование Святых славных первоверховных апостолов Петра и Павла), второй во имя Казанской Божией Матери 1838 года июня 26 дня (9 июля н. ст., празднование Тихвинской иконы Божией Матери) освящён же, в коих и служба производится».
(Выписка из Клировых ведомостей за 1847 год).
Дата освящения главного престола во Имя Святой Троицы нам не известна. Датой постройки нового каменного храма принято считать 1835 год.
Феодор Никитич Наумов, один из самых авторитетных священнослужителей Клинского уезда в те годы, член Клинского духовного правления. В качестве наград по духовному ведомству получил грамоту и бронзовый наперсный крест в память 1812 года, «…в 1836 году награжден набедренником, а в 1842 году пожалован бархатной фиолетовой скуфьёю». В 1838 году овдовел. С 1854 года жил на покое в селе, уступив место священника своему сыну – Николаю. Умер в 1862 году. Был похоронен у новой церкви за алтарём рядом со своей супругой. До сегодняшнего дня сохранилась верхняя часть надгробия из черного мрамора.
С 1854 по 1894 год в Троицком Храме священствовал Николай Феодорович Наумов, младший сын Феодора Никитича Наумова, выпускник Вифанской семинарии. Скончался 8 декабря 1894 года. Похоронен рядом с отцом.
11 сентября 1898 года Высокопреосвященным Владимиром Митрополитом Московским в Троицкий храм определен священником Илья Феодоров Любимов, выпускник Спасско-Вифанской семинарии. Свое пастырское служение Илья Феодорович совмещал с педагогической деятельностью. С ноября 1898 года состоит законоучителем в Новощаповском земском училище, а в 1903 году становится заведующим и законоучителем в открытой им церковно-приходской школе. По ходатайству Клинского отделения Московского епархиального училищного совета при Кирилло-Мефодиевском Братстве, членом которого он состоял, в 1905 году отец Илья награжден набедренником. А в 1909 году за духовно-просветительскую деятельность, священник Илья Феодоров Любимов награжден скуфьей.
С октября 1910 года настоятелем Троицкого храма служит священник Николай Егорович Крестников. Годы его жизни неизвестны, а могила его находится за алтарем Троицкого храма.
С 25 января 1915 года в Троицком храме начал свое дьяконское служение Феодор Воздвиженский. В приходском музее нашего Храма хранится ставленая грамота Высокопреосвященнейшего Макария митрополита Московского и Коломенского, выданная Феодору Воздвиженскому после рукоположения его в сан диакона и назначения к Троицкой церкви с. Новощапово. Хиротонию совершил преосвященный Димитрий, епископ Можайский.
В годы советской власти стало известно, что в 1920-х годах, отошедший в обновленческий раскол, священник Феодор Воздвиженский, настоятель Троицкой церкви села Новощапово, состоявший членом и секретарем Клинского викариального управления, перед гробом Патриарха Тихона раскаялся в том, что отошел от истинной Православной веры, и вновь принял посвящение в священный сан от православного епископа и снова назначен к Троицкой церкви.
До самого закрытия Троицкого храма, служил в нем протоиерей Александр Смирнов. После этого он священствовал в Скорбященской церкви г. Клина, а во время Великой Отечественной Войны оказался единственным священником в городе. Отец Александр всегда отличался удивительным смирением и добросовестностью в пастырском служении.
В 1937 году Церковь была закрыта, оставшаяся церковная утварь и иконы были вывезены в неизвестном направлении.
С 1917 и до самого начала войны, а потом начиная с 1942 года, уже после ухода немецких войск, были неоднократные попытки полного разрушения здания Храма, но с Божией помощью этого не произошло.
9 ноября 1950 года все-таки была взорвана колокольня, а на ее месте к трапезной Храма было пристроено кирпичное здание администрации стеклодувного цеха, а в самом Храме хранили готовую продукцию.
В 1970-х годах к зданию Храма пристроили дополнительные постройки, сделанные для расширения стеклодувного производства.
В 1992 году, после закрытия производства, здание Храма передали вновь образованной приходской общине. К этому времени в Храме уже не было рам, крыши трапезной, главок, настенные росписи отсутствовали. Началось постепенное восстановление церкви. Возрождение прихода Троицкого храма началось в 1993 году.
10 октября 1994 года Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Алексий Викторович Усков.
Постоянные богослужения стали проводиться с Рождества 1995 года в небольшом помещении 2-х этажной пристройки, где была оборудована временная церковь, сам храм для проведения богослужений не был обустроен. Начались постепенные работы по подготовке помещений: расчистка храма и вывоз мусора, остекление храма и частичное восстановление кровли. Прошло совсем немного времени и вот уже в тёплое время года церковные службы стали совершаться в большом летнем храме, а с появлением отопления – начали проходить в нем круглогодично. В помещениях пристройки, где ранее размещалась временная церковь, сейчас находится церковная библиотека, трапезная, ризница и рабочий кабинет настоятеля.
В ноябре 2015 настоятелем Храма стал Священник Владимир Меднов. В Храме и на его территории идут работы по восстановлению.
По материалам сайта: http://troickiyhram.cerkov.ru/2015/03/22/letopis-troickogo-xrama/