А.П. Светогоров –герой из д. Ширяево

Клинская земля богата своей историей. Мы гордимся именами многих замечательных людей, которые родились, жили, творили, защищали нашу родную землю. Сегодня, вашему вниманию представляю имя еще одного удивительного человека, уроженца Клинского района, о котором мы долгие годы ничего не знали – Светогоров Александр Павлович. Это легендарный летчик, участник операции по спасению экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Информация об этом человеке у нас появилась недавно, благодаря письму, которое пришло в город Клин из далекого Хабаровска.

 На Дальнем Востоке, Александр Светогоров жил и работал с 1930 по 1935 год. Именно с этой далекой точкой нашей Родины связана главная история его короткой, но героической жизни. Судьба летчика сложилась таким образом, что ему при жизни, да и после смерти мало досталось справедливости.

Светогоров Александр Павлович родился 10 апреля 1904 г. в д. Ширяево Клинского уезда Соголевской волости Московской губернии. Семья Светогоровых была многодетной. У родителей – Павла Васильевича (1870—1941) и Татьяны Ивановны, в девичестве Волкова (1883—1975) было пятеро детей – 4 сына и дочь. Александр был вторым ребенком. (Старший Василий (1900—1923) — художник, Константин (1908—1944) — водитель, Зинаида (1914—1991) — учительница начальных классов и мл. Борис (1916—1973) — судовой механик).

С 1912 по 1916 гг. Александр учился в сельской школе при бумагопрядильной фабрике «Товарищества Высоковской мануфактуры» в д. Некрасино Клинского уезда Московской губернии. Когда ему исполнилось 16 лет, он уезжает в Москву, где вступает в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и работает водителем в Морском штабе Республики (Штаб Коморси), возил командующего военно-морских сил Эдуарда Самуиловича Панцержанского. Александр мечтал стать летчиком, и 19-летним юношей поступает в Егорьевскую военную школу Красного Воздушного флота, (сегодня это Егорьевский авиационный технический колледж им. В. П. Чкалова). Затем он перевелся в Военную школу морских лётчиков в Севастополе, затем учился в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове. С тех пор его жизнь была неразрывно связана с военной авиацией. Несколько лет Александр Светогоров служил в 8-й эскадрилье ВВС РККА Московского военного округа. В конце 20-х годов ХХ века он участвовал в борьбе с басмачами в Средней Азии. В 1929 г. «за оперативную работу» был представлен к ордену Красного Знамени.

В 1930 году Александр Светогоров был переведён в Хабаровск, на службу в 68-й отдельный речной гидроавиаотряд. Там он много летал, работал инструктором школы гражданских пилотов им. И.С. Уншлихта. Выпустил в первый самостоятельный полет будущую прославленную фронтовую летчицу, Героя Советского Союза Нину Максимовну Распопову. Вот как сама Нина Распопова вспоминает время учебы в школе пилотов: «Я стала летчицей благодаря опыту и вниманию старшего инструктора-летчика Александра Светогорова. …Подходила к концу вывозная программа, а с полетами у меня что-то не ладилось. Светогоров показал правильный ввод и вывод из разворота, поясняя свои действия, а затем попросил самостоятельно выполнить показанное им. Я успокоилась, у меня стало получаться. Светогоров похвалил и сказал: «Вот видишь, все получилось». Первый самостоятельный полет был выполнен отлично…».

Но, главная история его подвига началась в феврале 1934 года. В то время в Чукотском море терпит бедствие легендарный пароход «Челюскин». На его борту 112 членов экспедиции, в их числе 10 женщин и три ребенка. Судно сдавило льдами, и капитан принимает единственное возможное решение эвакуировать весь экипаж на льдину. Тем временем, в Москве принимают решение переправить людей на материк по воздуху. На Чукотку отправляют лучших пилотов Советского Союза, среди которых и Александр Светогоров, тогда уже дальневосточник. Он считался одним из лучших летчиков, который был хорошо знаком с условиями полярных полетов. Пилот блестяще выполнил сложнейшее задание полярной командировки. Он вывез 29 зимовщиков и среди них трехмесячную девочку, доставил их из Уэлена в бухту Провидения, закончил спасательную операцию на самолете «Савойя С.62 бис» без единой поломки. На этом его полярные командировки не закончились. В начале мая, с врачом Леонидом Михайловичем Старокадомским, Светогоров совершит полет на мыс Шмидта, откуда эвакуирует шесть больных цингой моряков с парохода «Хабаровск», который так же зимовал во льдах Чукотского моря.

Летчики-участники операции по спасению челюскинцев, знаменитые на весь мир имена – Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин – стали первыми в нашей истории, кто был удостоен высокого звания Героев Советского Союза. Летчик Александр Светогоров был представлен к ордену Красной Звезды. В донесении полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края Т.Д. Дерибаса в Москву о награждении пограничников, которые отличились при спасении челюскинцев от 10 мая 1934 г. сказано: «Со своей стороны считаю, что все представляемые заслуживают награждения от Правительственной комиссии и ОГПУ, но среди них особо отмечаю:

2) Командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших лётчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до [бухты] Провидения и [вернулся] обратно для транспортировки горючего. Безусловно, заслуживает быть отмеченным за эту работу и награждённым орденом Красной Звезды». Но, так уж сложились обстоятельства, что эту награду летчик так и не получил. По официальной версии документы вернулись, как «неправильно оформленные».

По историческим свидетельствам на Дальнем Востоке Александр Светогоров считался ответственным и авторитетным летчиком. Ему было присвоено звание «Почетный чекист» и вручен знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)»… Отношение к нему резко изменилось в 1935 г., когда он вместе с самолетом и экипажем пропал без вести. 26 июня 1935 года Александр Светогоров должен был совершить рейс с Сахалина в Хабаровск для того, чтобы перевести сотрудников машинно-тракторной станции с отчетом и деньгами. Однако самолет до конечного пункта так и не долетел, вместе с людьми исчез. Последнее радиосообщение, принятое с самолёта, было следующим: «Лечу в тумане, потерял ориентировку, сообщите погоду». После этого долгое время судьба самолета и людей, находящихся в нем оставалась неизвестно, а тот факт, что на исчезнувшем в «Савойи» было около млн. руб. порождал всевозможные слухи. Много ходило легенд, в том числе и такая, что будто бы Светогоров с этими деньгами ушел за границу в Японию.

Даже после того, как в 1936 г останки самолета были найдены в глухой тайге, Николаевского района Хабаровского края, обстоятельства катастрофы оставались неизвестными. Всё это было засекречено и не афишировалось. В то время НКВД работало по особым правилам.

Сегодня достоверно известно, что к месту аварии пассажирского гидросамолета «Савойя S.55П», командиром которого был Светогоров, за восемьдесят лет было совершено девять поисковых экспедиций. По сведениям, сюда приходили представители НКВД в 1936 году и краевой прокуратуры в 1971 году. Но они только фиксировали факты, фотографировали, что-то искали и уходили. Останки же лётчиков и пассажиров, том числе ребенка, так и продолжали лежать на горе вместе с самолётом, к тому времени частично растащенном на металлолом. Только в 2009 г. местные жители часть останков погибших людей собрали в мешок и захоронили на краю местного кладбища в посёлке Лазарев Николаевского района в безымянной могиле. В данное захоронение положили также два кожаных плаща, видно сотрудников НКВД, и шлемофоны. Воткнули столб. Никаких надписей там не было. Вот так и закончилась бы эта история самолета «Савойя С.55П», если бы не равнодушный местный житель Иван Шило. Он написал письмо в Хабаровск, в редакцию газеты, а также на имя председателя общественного Совета по сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадия Басюка. Иван Шило пишет, что могила находится в запустении, а той историей с самолетом «Савойя С.55» больше так никто и не интересовался.

Провести расследование катастрофы решили только в 2015 году члены общества по сохранению исторического наследия, а затем к делу подключились военные и криминалисты, которые провели анализ фрагментов скелетов, собранных на месте крушения самолета. По оценке экспертов-криминалистов по сложности эта экспертиза была сравнима с той, которая проводилось по останкам царской семьи. Экспертиза показала, что среди найденных останков есть и те, которые принадлежат Александру Светогорову. Кроме того, на месте аварии был найдет кожаный чехол – грамота на знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». Именно этим знаком «За участие в спасении челюскинцев» 7 июля 1934 г. был удостоен Александр Светогоров. В самолете больше никто такой награды не имел! Эксперты сошлись во мнении, что причиной катастрофы стали сложные погодные условия, справиться с которыми не удалось даже опытному летчику. В густом тумане, на небольшой высоте, самолёт задел макушку лиственницы, оторвал одну лодку, потом машину резко повернуло против оси, и следующий удар уже пришёлся по кабине пилота…

Большую поисковую работу по увековечиванию памяти Александра Светогорова и других полярных летчиков проделали председатель общественного совета по сохранению исторического наследия Геннадий Басюк и журналист Константин Пронякин.

25 мая 2016 года в Хабаровском авиаклубе была установлена мемориальная доска памяти прославленного лётчика СССР, участника спасения челюскинцев, первого лётчика-инструктора Хабаровской авиашколы Александра Светогорова.

25 июня 2016 г., ровно через 81 год, после катастрофы с самолетом, командиром которого был А.П. Светогоров, в Хабаровске на Матвеевском кладбище на Аллее Памяти состоялись траурные мероприятия по захоронению останков экипажа и пассажиров самолёта «Савойя С.55П» и установлению памятника. 13 октября 2016 года на Чукотке в пос. Провидение на здании местного аэропорта была установлена мемориальная доска легендарному летчику Александру Светогорову. В тексте сказано: «Сюда, в бухту Провидения — основную точку сбора зимовщиков, в мае 1934 года доставил из села Уэлен 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин».

Сейчас исследователи намерены поставить последнюю точку в этой истории. Хабаровский журналист Константин Пронякин в 2015 году обратился к Президенту России В. В. Путину с предложением за геройский подвиг — спасение челюскинцев — оставшемуся без всяких наград лётчику А. П. Светогорову присвоить посмертно звание Героя России. В открытом письме сказано: «Он достоин и заслуживает стать восьмым Героем спасения челюскинцев в списке, где значатся первые Герои СССР: А. В. Ляпидевский, Н. П. Каманин, В. С. Молоков, С. А. Леваневский, М. Т. Слепнев, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин».

Итогом последней экспедиции к месту крушения самолета, а также всей последующей колоссальной работы стала книга хабаровского журналиста Константина Пронякина «Красный сон Светогорова». В ней рассказывается о последних днях жизни летчика.

6 декабря 2016 года в Дальневосточной государственной научной библиотеке Хабаровска состоялась премьера документального фильма «Крылья Родины», посвященного летчику Александру Светогорову. Автор фильма – руководитель студии документальных и документально-исторических фильмов «ТПН», член Русского географического общества (РГО), хабаровчанин Александр Ничиков. Ему пришлось объехать всю страну, в поисках материалов о забытом всеми летчике Светогорове, а материал нашелся в кинохронике оператора Аркадия Шафрана, который единственный в 1934 году, кому удалось заснять спасения челюскинцев со льдины. В фильме «Крылья Родины» представлена документальная хроника челюскинцев в Арктике, где в кадре, случайно, на заднем плане, оказался летчик Светогоров. С этих двух кадров и «закрутился» весь фильм о жизни и судьбе не только Светогорова, но и других его коллег-летчиков – первооткрывателей летного дела на Дальнем Востоке.

По материалам МБУК

 «Клинская Централизованная библиотечная система»

Воронинская сельская библиотека